Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира по теме Домашние и дикие животные

  • Сеничева Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов

Цели урока:

  • Систематизировать знания по теме “Животные”,
    акцентировать внимание на теме “Дикие и
    домашние животные” в научных текстах и
    художественных произведениях.
  • Продолжить знакомство учащихся с биографией и
    творчеством Л.Толстого. Развивать навыки чтения
    и читательский интерес.
  • Показать важность умения хорошо читать для
    добывания информации.
  • Учить работать со справочной литературой,
    словарями, энциклопедиями.
  • Развивать внимательность, наблюдательность,
    память, устную речь, умение грамотно и красиво
    выражать свои мысли, расширять кругозор.
  • Развивать самостоятельность и критичность
    мышления, умение вести дискуссию, отстаивать
    свою точку зрения.
  • Воспитывать доброе отношение к животным,
    чувство ответственности ха прирученных
    животных.
  • Учить проявлять заботу к домашним питомцам.


Ход урока

1. Оргмомент

Доброе утро, уважаемые гимназисты. Сегодня у
нас необычный урок – интегрированный. Вам
понятно значение этого слова?

– Высказывание детей.

– Зачитывание статьи словаря Ожегова.

– Объяснение из Интернет-ресурсов.

/Интегрировать – объединять части в единое
целое./

– Как вы думаете, почему я объединила сегодня
два предмета?

/Давайте постараемся на этом необычном уроке
применить знания и показать свои умения по
разным учебным предметам. Ведь в любых жизненных
ситуациях человек чаще всего использует
интегрированные знания./


2. Постановка целей

Поставим перед собой цели:

– закрепить знания, полученные на протяжении
нескольких уроков;

– добыть новые знания;

– познакомиться с новым художественным
произведением;

– поделиться друг с другом мыслями и чувствами
по поводу прочитанного, сделать для себя
полезные выводы.


3. Проблемная ситуация. Конкретизация темы
урока.

Тему урока узнаете, разгадав кроссворд.

(слайды) Кроссворд

1) Достает своей макушкой
У деревьев до верхушки,
Шея, как высокий шкаф,
Добрый, в пятнышках… (Жираф)

2) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее – … (Лиса)

3) На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

4) Красивый очень, гордый вид.
Он в небе высоко парит,
Не прилагая сил, легко,
Добычу видит далеко,
И камнем падая с небес,
Еду добудет он себе.
Заслужен славы ореол,
Не просто птица, а – … (Орёл).

5) Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)

6) На одной ноге ночует,
По морской воде кочует.
Розовые перья
Всем на удивленье. (Фламинго)

7) Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)

8) Прыгаю по веткам
Ловко и проворно.
Орехи собираю
Крупные, отборные.
Скоро явится зима –
Подготовлюсь к ней сама.
Шишку, желудь и грибок
Заготовить нужно впрок. (Белка)


4. Актуализация знаний:

– Что означает слово, получившееся при
разгадывании кроссворда? Можете рассказать
историю его происхождения?

– Приведите доказательства того, что животные
относятся к живой природе.

Учитель вывешивает таблички по мере ответов
детей:

  • Рождаются
  • Растут
  • Развиваются
  • Питаются
  • Дышат
  • передвигаются
  • Размножаются
  • Стареют
  • Умирают

– На какие группы/классы можно разделить
животных? По какому признаку вы их разделили?/по
строению, образу жизни, среде обитания/.


5. Индивидуальная работа по карточкам

УРОВЕНЬ “А”

– Распредели животных по классам.

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ РЫБЫ ПТИЦЫ

1) Л_са, щ_ка, беркут, пиран_я, кит, м_дведь, плотва,
Ара, кенгуру, карп

ЗЕМНОВОДНЫЕ ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

2) Л_гушка, ч_репаха, кр_кодил, зм_я, жаба.

НАСЕКОМЫЕ ПАУКООБРАЗНЫЕ

3) Муха, тарантул, жук – пл_вунец, пт_цеед,
ск_рпион, стр_екоза.

УРОВЕНЬ “В”

– Распредели животных по классам.

– Вставь пропущенные орфограммы.

УРОВЕНЬ “С”

Распредели названия животных по группам.

1) Л_са, щ_ка, беркут, пиран_я, кит, м_дведь, плотва,
Ара, кенгуру, карп

2) Л_гушка, ч_репаха, кр_кодил, зм_я, жаба.

3) Муха, тарантул, жук – пл_вунец, пт_цеед,
ск_рпион, стр_екоза.


6. Решение проблемного вопроса с помощью
Интернет-ресурсов:

– Чем отличаются пресмыкающиеся от
земноводных?

7. Дидактическая игра “Найди своё место”

— По какому принципу их можно разделить ещё? /по
типу питания/

  • Хищники/плотоядные;
  • Насекомоядные;
  • Травоядные;
  • Зерноядные;
  • Всеядные.

– Детям раздаются карточки с животными. Они
должны разделиться на 2 группы: хищные и
травоядные.


8. Конкретизация темы урока.

– Есть другой принцип деления животных на
группы. Внимательно посмотрите на картинки. К
какой группе относятся эти животные?

– Чем домашние животные отличаются от диких?

– Какую пользу приносят домашние животные
людям?


9. Проблемный вопрос:

(слайды) Игра “Что? Где? Когда?”

Распределение ролей:

Учащиеся класса – знатоки.

(Слайды) Фото Айнура на лошади
–телезритель, задающий вопрос:

– Как появились домашние животные?


10. Грамматические задачи:

№1

животное +разводить=………..? /животноводство/

– Что такое животноводство?

№2

– Выделите разные отрасли/направления/
животноводства, опираясь на рисунки:

….ВОДСТВО

….ВОДСТВО

….ВОДСТВО

….ВОДСТВО

….ВОДСТВО

….ВОДСТВО

(Коневодство, свиноводство, рыбоводство,
птицеводство, кролиководство, пчеловодство)


11. Закрепление по учебнику ОМ

– Давайте убедимся, что наши ребята ответили
правильно. Может что-то они упустили? /Чтение
текста учебника ОМ-с.106-107


12. Исследовательский доклад

– Гиззатова Резеда увлекается исследованиями,
связанными с разведением пчёл.

– Сейчас мы ей предоставим слово, но сначала я
предлагаю поработать некоторым ребятам в парах.
Нужно подготовить выступления, которые будут
ответом на вопрос: Кто был предками домашних
животных?

– Выступление Гиззатовой Резеды “Пчёлы”


13. Работа в парах

– Какое животное считается предком
современных коров и быков? Свиней? Современных
домашних кур? Гусей? Уток?

– Подготовить выступление в парах о предках
этих животных:


14. Презентация творческих проектов “Мой
домашний питомец”

– А какие домашние животные стали вашими
любимцами? Рассказы нескольких ребят
(мини-сочинения)


15. Проблемный вопрос:

“Фото Даяны с обезьянкой”:

– Как вы думаете, можно ли эту трогательную
нарядную обезьянку, так доверчиво обнимающую
нашу Даяну, назвать домашним животным?


16. Физминутка

Лучшие качели –
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да-да-да!
Тот не огорчается
Ни-ког-да!


17. Переход к теме произведения Л.Толстого

– По строению тела, образу жизни и среде
обитания к какому классу относится?

– В какую группу относится обезьяна по типу
питании?

– Назовите хищников из класса млекопитающих.

– Загадка:

У него большая грива:
И – пушиста и – красива!
Какая миленькая киска…
Подходят дети к клетке близко,
К ней тянут руки, осмелев,
Но, осторожно – это …(ЛЕВ)

– Объясните, почему в одном случае это слово
написано с большой буквы, а в другом – с
маленькой?

Лев лев

– Назовите русского писателя с этим именем. Что
вы о нём знаете?

– Почему рядом с именем и портретом Льва
Толстого фото хищника?


18. Знакомство с рассказом Л.Толстого “Лев и
собачка”

“Радиотеатр”

Чтение-образец учителем и группой
подготовленных учащихся.


19. Обмен впечатлениями

– Какие мысли и чувства у вас возникли, когда вы
прослушали рассказ до конца?


20. Вторичное чтение

– Жужжащее чтение.

– Выявление непонятных слов. Коллективное
объяснение.

– Чтение “цепочкой” по 1 предложению.


21. Анализ

  • Что вас поразило в самом начале рассказа?
  • Что испытывала собачка, когда её бросили в
    клетку ко льву? Какие строки это доказывают?
  • Почему лев не разодрал собачку?
  • Какие строки подтверждают тот факт, что
    животные подружились?
  • Как лев проявлял заботу?
  • Как реагировал лев на то. Что собачку хотели
    вернуть хозяину?
  • Удалось ли людям это сделать?
  • От чего погибла собачка?
  • Как это повлияло на льва?
  • Какие строки передают глубокое горе льва?
  • Жалел ли хозяин льва?
  • Как он пытался облегчить его страдания?
  • Почему лев разодрал вторую собачку?
  • Каким вам показался поступок льва?
  • Как он показал свою преданность первой собачке?
  • От чего умер лев?
  • Знаете ли вы подобные проявления преданности
    животных?

Вывод:

Какой важный вывод сделал каждый из вас?

– Высказывания детей.

– Обобщение сказанного учителем.


22. Творческое задание

– Если бы вам предоставили возможность
изменить что-то в рассказе, какие бы события вы
поменяли?

– Какие произведения о диких и домашних
животных вы знаете?

– В каком литературном произведении
встречаются дикое и домашнее животное?


23. Домашнее задание:

Придумать маленький рассказ или сказку, где
главными героями являются дикое и домашнее
животное; П.Т. -№…. стр……


24. Выставка рисунков-фантазий на тему
“Инопланетное домашнее животное”

– Исполнение песни “Про следы” – Даяна.

– Показ-презентация.


25. Итог урока:

– В начале урока мы ставили цели. Мы их
выполнили?

– Как вы думаете, кто сегодня заслужил за свою
работу “5”?


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *