Интегрированный урок русский язык + литература по теме Особенности поэзии С.Есенина на примере стихотворения «Я покинул родимый дом». 3-й класс

  • Белозерова Елена Владимировна, учитель начальных классов

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с изобразительно-выразительными средствами стихотворения.
  • Повторить и обобщить знания об имени существительном.
  • Выработать навыки выразительного чтения стихотворений.

Развивающие:

  • Формировать интерес к предмету, развивать творческие способности
    учащихся.
  • Прививать детям навыки творческого создания текста.
  • Развивать воображение, творческое мышление.
  • Развивать устную речь учащихся.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к родному краю, к литературе, искусству.
  • Дать понятия нравственных качеств личности.
  • Умение работать в микрогруппе (паре): уважать мнение высказывающего,
    оказывать взаимопомощь, поддержку.

Формирование УУД:

Личностные УУД

  • Любовь к Родине, малой Родине
  • Уважение ценностей семьи

Познавательные УУД

  • Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять
    термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и
    частей
  • Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы,
    знаки.)
  • Структурируют знания.
  • Осознано строят высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД

  • Оценивают достигнутый результат.
  • Составляют план и последовательность действий

Коммуникативные УУД

  • Умеют слышать и слушать друг друга.
  • Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
  • Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении, учатся владеть
    монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и
    синтаксическими нормами.
  • Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

“Чувство Родины – основное в моем творчестве”
С. Есенин.

Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент. Введение в тему урока.
(2 мин.)

Звучит фонограмма песни, а дети
смотрят слайд-шоу презентации

Песня “Под окошком месяц” (Слайд 3)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы продолжаем знакомиться со стихотворениями талантливого,
всеми любимого русского поэта С.А. Есенина.

– С какими стихотворениями вы уже познакомились? Прочитайте отрывки
из самых любимых стихотворений С.Есенина (ваше д/з).

Какой теме посвящены эти стихотворения? (Тема природы, детства.)

– А теперь давайте мысленно перенесемся в деревню, представим
раскидистые тополя, липовую рощу, где слышен щебет птиц, где в чистом
воздухе едва уловим аромат полевых цветов. Послушайте песню, посмотрите
на презентацию и постарайтесь ответить на вопрос, а какой теме будет
посвящено наше сегодняшнее стихотворение?

Обобщение: действительно, сегодня мы поговорим о Родине (обращаем
внимание на слова Есенина о Родине (на слайде).

– А как вы понимаете: что такое Родина? (Работа со схемой.)
Приложение 2

Дети отвечают на вопросы.

Чтение отрывков стихотворений наизусть.

Прослушивание песни, ответы на вопросы.

Схема Родина – это…

Целеполагание. (2–3 мин.)

Правила работы и оценивания.

1. Познакомиться со стихотворением Есенина “Я покинул родимый дом”.
(Слайд 25)
2. Познакомиться с понятием ТРОПЫ и уметь находить их в тексте
стихотворения.
3. Повторить и обобщить знания об имени существительном.
4. Как вы думаете, какие задачи нам надо решить для достижения этих
целей? (Слайд)

– Сегодня наша работа будет строиться по группам.
Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе.
Группы по цвету.

Оценивание работы групп – листочки на дереве. Какие деревья
особенно любил Есенин?

Проблема: учащиеся не умеют определять, при помощи каких
художественных средств поэт выражает свою любовь к Родине, к родной
природе.

Проблемный вопрос: Как поэт выражает свою любовь к
родному краю, родной природе в художественном произведении?

Дети сами определяют задачи урока.

Учащиеся называют правила работы в группе.

Проблемный вопрос.

Как поэт выражает свою любовь к родному краю, родной
природе в художественном произведении?

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЕ, ЗВУКОПИСЬ…)
Изучение нового материала.

Физкультминутка.

1. Сегодня на уроке вы заполните
кластер
(схему) тропов, который будет вашим пособием при анализе
выразительных средств других стихотворений. Найдите в словаре значение
слова ТРОПЫ.
Выберете ответственного за заполнение кластера.
2. Разгадывание 4 отрывков стихотворения (ФОНЕТИКА).
3. Первичное восприятие стихотворения. Учащимся необходимо догадаться
(на слух), какое по счету четверостишие досталось их группе.
4. Проверка первичного восприятия (Презентация.
Слайд со стихотворением).
5. – Поделимся своими впечатлениями от стихотворения.
– Какое настроение у автора этого стихотворения? Почему?
6. Как вы думаете: какова тема стихотворения?
7. Как вы думаете, куда уехал поэт? (Я покинул родимый дом.)
По 1 человеку от команды, для разбора 1– го предложения
Карточка № 2.
8. Каким прилагательным характеризует Есенин свою малую
Родину? Такое средство художественной выразительности называется
Эпитет.
9. Найдите в стихотворении еще эпитеты.
Запишите это в кластер – схему.
10. Какое средство выразительности использует Есенин во второй строфе?

Сравнение.
11.
В каком значении употребляется это слово? В прямом или
переносном? Почему Голубая?
12. Найдите прилагательное, употребленное в прямом значении.
13. Как называется троп, основанный на скрытом сравнении?
Метафора.
Найдите в тексте метафору – скрытое сравнение и запишите это в
кластер.
14. А что такое олицетворение?
Найдите олицетворение (в 3 строфе) Запишите это в кластер.
15. С какой целью автор использует их? Какой образ Руси создается?
16. Обратите внимание на плавное звучание стихотворения.
А на какие группы делятся звуки? Какие согласные звуки преобладают в
стихотворении: гласные или согласные?

Задание детям: в своем отрывке,
который вы разгадывали, подчеркните, сколько раз встречается
№ 3.
1-я группа – звук [Р]
2-я группа – звук [Л]
3-я группа – звук [Н]
4-я группа – звук [А]
Такой изобразительный прием называется Звукопись.
Запишите это в кластер.

Вывод: С помощью этих звуков создается мелодичность,
плавность и гибкость стихотворения.
17. Какое чувство автора они передают? (Печаль, грусть, тоска)
18. Какие части слова вы знаете?
19. Вызываются по 1 человеку от команды (разбор слова ЯБЛОННЫЙ, ГОЛУБАЯ,
БЕРЕЗНЯК, РАДОСТЬ) Карточка № 4.
20. Какие части речи вы разобрали? Назовите существительные с такими же
суффиксами.
21. В словосочетании “Луна распласталась” выделите корень в глаголе.
22. Какое лексическое значение содержится в корне? Какой образ
создается? (Плоский, размытый.)
23. Что необычного в этом слове ЯБЛОННЫЙ?
24. Какое прилагательное сегодня вы привыкли слышать? (Яблоневый сад,
яблочный сок.) № 4.
25. Такой прием называется – Авторский неологизм
26. С какой целью автор использует такую необычную форму этого слова?
(Изображает старую древнюю Русь.)
27. На что указывает это сравнение? (Белый цвет,
седина.)
28. Почему автор пишет, что седина пролилась, а не разлилась?
29. Что значит “разлилась по всей бороде”? (Полностью.)
30. Пролилась? (Частично.)
31. Мы обобщаем с вами знания об имени существительном. Какими
постоянными признаками обладают имена существительные? Найдите в
стихотворении:

  • Нарицательные и собственные имена сущ.
  • Одушевленные и неодушевленные имена сущ.
  • Род имени существительного.

Задание на карточках: найти в тексте имя собственное, определите
все признаки имени существительного, сделав его разбор.
Карточка № 5
.

32. Какой образ отца рисует Есенин? Он очень стар?
33. Какие чувства испытывает мать, ожидая своего сына? (Грусть.)
Обращение к эпиграфу (Слайд).
Как связаны образы отца и матери, родного дома с темой родины?

ВЫВОД: Тема родины и родного дома очень тесно связаны у Есенина.

Знакомство со схемой – кластером.

Какие выразительные
средства вам уже знакомы?

С/Р ребят

Грустное, мелодичное

Тема дома, тема Родины

Поэт не уезжал из России. Он покинул Родные места, Рязанскую землю,
село Константиново.
Голубая Русь.
Обязательное чтение отрывков стихотворения учащимися.

В переносном.
Потому что чистая, в России много рек, озер.

Голова клена, листьев дождь.

Метафора.

Олицетворение.

Клен стережет.

Приложение 3

Фонетика Гласные и согласные.

Печаль

Синтаксис.

Морфемика.

ПЛАСТ

Обобщение материала.

1. В чем проявляется авторское мастерство в изображении
родного дома? Родины? И любви к ним? Посмотрите на ваши кластеры: Какие
изобразительно-выразительные средства использует Есенин? (Проверка
кластера).
2. Сегодня вы составили САМИ всю первую схему анализа
поэтического текста: схему изобразительно-выразительных средств, какими
пользуется автор для создания поэтического образа и эстетического
воздействия на читателя.
3. Что можно сказать о самом поэте, читая его стихи?
4. Подведение итогов (дерево + количество листьев).

(ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЕ, ЗВУКОПИСЬ…)

(Наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и
звуки приходят ему на помощь.)

Рефлексия. (1 мин.)

Слова стихотворений Есенина стали словами многих песен.
Одну из них мы сегодня слышали, и закончить урок сегодня мы хотим
прослушиваем чтения этого стихотворения самим автором С.Есениным.

Подведение итогов занятия, информация о домашнем
задании.
(1 мин.)

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения,
по желанию – выучить наизусть.

В третьей строфе найти предложение
(Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге.) и сделать его полный
разбор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *