Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева с элементами игры Тот голос страстный…летит и просится ко мне!

  • Васильева Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы

Цель: Развивать творческие
способности учеников. С помощью заданий игрового
характера повторить знание биографии и
творчества И. С. Тургенева, содержания романа
“Отцы и дети”, расширить представления учащихся
о его героях.

Ведущий:

Иван Сергеевич Тургенев. Мы сегодня
обратимся к личности этого великого русского
писателя и человека, попытаемся творчески
осмыслить некоторые страницы его произведений.

Чтец 1: “Удивительно приятное
занятие лежать на спине в лесу и глядеть вверх.
Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что
оно широко расстилается под вами, что деревья не
поднимаются от земли, но, словно корни огромных
растений, спускаются отвесно, падают в те
стеклянные ясные волны; листья на деревьях то
сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую,
почти черную зелень…

Оканчивая собою тонкую ветку,
неподвижно стоит отдельный листок на голубом
клочке прозрачного неба”, – так пишет Тургенев в
одном из своих произведений.

Чтец 2: В его словах – необъяснимая
тайна. Удивительно легко, воздушно льется
неповторимая мелодия тургеневской речи.

Звучит музыка: Чайковский, Первый
концерт для фортепьяно с оркестром, II часть.

Демонстрируются портреты Тургенева:
рисунки П. Виардо, А. А. Бакунина, Липгарта, А
Бенуа, портреты Лами, Никитина, Репина, Перова,
фотография Панова и др.

Чтец 1: Хотя портретов Тургенева
множество и среди авторов – самые знаменитые
русские художники: Репин, Перов, Харламов,
Похитонов, К. Маковский и др. – тем не менее, по
единодушному признанию современников, они не
передают ни красоты и обаяния Тургенева, ни его
аристократизма.

Поэтому столь важны воспоминания,
рассказы и свидетельства людей, знавших
Тургенева, его современников.

Чтец 2: “Великий, красивый и
добрый… Таким он был как человек и как автор;
таковы же были его ум, сердце и наружность”, –
вспоминает Людвиг Пич.

Чтец 1: “Тургенев, как греческий
огонь, который и в воде нигде не гаснет, где ни
пройдет – везде зажжет, он чудный, живой,
одухотворяющий человек. В его присутствии все
способности духа согреваются живым огнем… Как
он рассказывает, чудо!” — восторженно восклицает
в письме к брату Алексей Бакунин.

Чтец 2: “В Тургеневе сказывался
Барин из центральной великорусской местности.
Две трети жизни, проведённые за границей,
совершенно не обесцветили его…В целой тысяче
иностранцев он всегда выделялся не одной только
огромной фигурой и живописной головой, а манерой
держать себя, особенным выражением лица,
интонациями голоса. Такому голосу при подобной
фигуре у иностранцев трудно сложиться: он был бы
непременно сильнее, гуще или жёстче, вообще
гораздо эффектнее”, – рассказывает писатель и
журналист П. Боборыкин, с которым Тургенев
встречался в 60-80-е годы в России и за границей.

Чтец 1: А вот еще одно
свидетельство. П. Антокольский, скульптор:
“Юпитер! – было первое моё впечатление. Его
величественная фигура, полная, красивая, его
мягкое лицо, окаймлённое густыми серебристыми
волосами, его добрый взгляд имели что-то
необыкновенное, он напоминал мне льва, одним
словом – Юпитер…”

Чтец 2: “Он чудесно рассказывал,
сообщая самому незначительному факту
художественную ценность и своеобразную
занимательность, но его любили не столько за
возвышенный ум, сколько за какую-то трогательную
наивность и способность всему удивляться. И он в
самом деле был невероятно наивен, этот
гениальный романист, изъездивший весь свет,
знавший всех великих людей своего века,
прочитавший всё, что только в силах прочитать
человек, говоривший на всех языках Европы так же
свободно, как на своём родном”, – пишет
французский писатель Ги де Мопассан.

Ведущий:

Сегодня у нас на уроке литературная
игра, посвященная творчеству этого
удивительного писателя. В игре участвуют две
команды.

У каждой команды есть свои болельщики,
которые тоже примут участие в соревнованиях.

Итак, мы начинаем.

Задание командам № 1.

Перед вами известный портрет И. С.
Тургенева (автор Репин). Составьте по нему
словесный портрет, передающий особенности
внешности, личности, внутренней жизни писателя.

Ведущий: Пока работают команды,
предлагаем болельщикам литературную викторину:

  1. Как называлось первое произведение Тургенева?
  2. Назовите первый напечатанный Тургеневым очерк
    из серии “Записки охотника”.
  3. К какому рассказу Тургенев взял эпиграфом слова
    Тютчева: “Край родной долготерпенья – // Край ты
    русского народа!” ?
  4. В каком произведении Тургенев особенно ярко
    отобразил черты своей матери-помещицы?
  5. Кто из помещиков в одном из рассказов Тургенева,
    узнав, что телега с поваром завалилась и что
    повару придавило живот, “испугался не на шутку и
    тотчас велел спросить: целы ли у него руки?
    Получив же утвердительный ответ, тотчас
    успокоился”?
  6. Какой лесник пожалел бедного крестьянина,
    рубившего барский лес, и отпустил его?
  7. Чьей памяти посвятил Тургенев свой роман “Отцы
    и дети”?
  8. Кто из персонажей произведений Тургенева
    “вступается за крестьян”, но, “говоря с
    ними…морщится и нюхает одеколон”?
  9. В каком произведении Тургенева один из
    персонажей дает другому такую характеристику:
    “Ваш брат, дворянин, дальше благородного
    смирения или благородного кипения дойти не
    может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты
    все-таки мякенький, либеральный барич…”?
  10. У кого из героев Тургенева “на письменном
    столе…находится серебряная пепельница в виде
    мужицкого лаптя”?
  11. Назовите рассказ, в котором Тургенев так рисует
    приближение ночи: “Между тем ночь приближалась и
    росла, как грозовая туча; казалось, вместе с
    вечерними парами отовсюду поднималась и даже с
    вышины лилась темнота…Побледневшее небо стало
    опять синеть, – но то уже была синева ночи.
    Звездочки замелькали, зашевелились на нем”.
  12. О ком так пишет Тургенев:“…привезли в Москву,
    купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму
    тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили
    его дворником”?

Выступления команд по заданию № 1.

Ведущий: Мы вспомнили некоторые
события из жизни Тургенева, обратились к его
произведениям. А теперь попросим команды
выполнить задания, связанные с содержанием
романа “Отцы и дети”.

Задание командам № 2.

По описанию усадьбы определите, в
чьём имении вы оказались. Какие детали этого
описания соотнесены с характерами персонажей?

а) “Усадьба … стояла на пологом
открытом холме, в недальнем расстоянии от жёлтой
каменной церкви с зелёною крышей, белыми
колоннами и живописью al fresco над главным входом,
представляющей “Воскресение Христово” в
“итальянском” вкусе…К дому с обеих сторон
прилегали тёмные деревья старинного сада, аллея
стриженных ёлок вела к подъезду”.

б) “… на скате пологого холма
открылась, наконец, небольшая деревушка…Рядом с
нею, в молодой берёзовой рощице, виднелся
дворянский домик под соломенною крышей. У первой
избы стояли два мужика в шапках и бранились”.

в) “Он построил дом, службы и ферму,
разбил сад, выкопал пруд и два колодца; но молодые
деревца плохо принимались, в пруде воды
набралось очень мало, и колодцы оказались
солоноватого вкуса. Одна только беседка из
сиреней и акаций порядочно разрослась; в ней
иногда пили чай и обедали”.

Ведущий: Пока команды работают,
предлагаем задание болельщикам.

Время, встречи, окружение — всё это
играет важную роль в формировании личности
человека. Тургенев был знаком и дружил со многими
деятелями отечественной и зарубежной культуры.
Назовите имена и известные вам произведения,
созданные этими людьми.

Задание командам №3.

Библиотека “Отцов и детей”: каждому
герою выдайте ту книгу, которую он читает в
романе. По какому принципу вы будете отбирать
книги для каждого героя?

Николай Петрович — “Бюхнер “Stoff und Kraft”

Базаров — Пушкин “Цыгане”

Аркадий — труды Либиха

Кукшина — Пушкин “Евгений Онегин”

Арина Власьевна — статья Кислякова о
женском труде

Василий Иванович — романы Жорж Санд Pelous
et Fremy “Notions generales de Chimie”

Ситников — Мишле. “De l amour” Сочинения
Горация, Дюкре-Дюминиль “Алексис, или Хижина в
лесу”

Ведущий: Русское дворянское
общество второй половины XIX века отличало
стремление к духовной жизни. Музыка, искусство,
литература – всё это составляло круг интересов
людей, близких Тургеневу. В литературных и
музыкальных салонах обсуждали новые
литературные произведения, здесь читали стихи,
здесь часто звучали любимые романсы.

Звучит романс Алябьева на стихи А.
Дельвига “Соловей”.

Подводятся итоги задания №3.

Ведущий: Задание командам №4.

Напишите письмо от лица
литературного героя. Представьте, в какой момент
Базаров мог бы написать письмо. О чём было бы это
письмо? В письме постарайтесь передать характер
героя, особенности его чувства, его речь.

Ведущий: Мы прослушали письма,
пережили ещё раз чувства главного героя,
переосмыслили самые драматичные страницы романа
и вновь убедились, что всё худшее и лучшее в своих
героях Тургенев показывает через их способность
любить. Оскорблённое чувство достоинства,
соперничество в любви в XIX веке часто приводили к
дуэли. Павел Петрович Кирсанов и Базаров были
хорошо осведомлены о правилах дуэли, хотя в их
время на дуэль вызывали не так часто.

Задание командам №5

Вспомните условия, на которых
стреляются Базаров и Павел Петрович. В чем эти
условия были нарушены? Какую роль это играет в
раскрытии характеров главных героев?

Ведущий: Всех своих героев
Тургенев испытывал любовью. Страницы его
произведений, рассказывающие о любви, конечно же,
навеяны тем, что пережил сам писатель.

Чтец 1: Осенью 1843 года Тургенев
впервые услышал пение Полины Виардо и был
буквально околдован ее необыкновенным голосом и
артистизмом. С этой минуты вся жизнь Тургенева,
его талант, богатство были положены к ногам этой
женщины.

Звучит романс “В дороге” (“Утро
туманное
…”) на стихи Тургенева, музыка
Абазе.

Чтец 2: Любила ли она его? В
изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было
много привлекательного. Конечно, ей это
нравилось. Ещё нравилась – его любовь к ней. Но
она не болела им. Он не имел над нею власти. Она не
мучилась по нём, не страдала, не пролила той крови
сердца, которую требует любовь.

Чтец 3:


К чему твержу я стих унылый?
Зачем, в полночной тишине,
Тот голос страстный, голос милый,
Летит и просится ко мне, –
Зачем? огонь немых страданий
В её душе зажёг не я…
В её груди, в тоске рыданий
Тот стон звучал не для меня.
Так для чего же так безумно
Душа бежит к её ногам,
Как волны моря мчатся шумно
К недостижимым берегам?

Чтец 1: На 40 лет жизнь Тургенева
переплелась с жизнью Виардо. Он влюблён. Она
позволяет себя любить. Многие годы жизни он
проводит во Франции. Он назвал Куртавенель –
имение Виардо – колыбелью своей славы. Самые
русские “Записки охотника” написаны во Франции.
Пятая часть всех произведений Тургенева
написана там же, под крылом Виардо. Любовь
рождала вдохновение.

Звучит стихотворение в прозе “Как
хороши, как свежи были розы…”

Чтец 2: Отношения Тургенева и
Виардо были подтверждением житейского правила,
определённого писателем :“Хочешь быть
счастливым? Выучись сперва страдать”. Страдания
Тургенева были отражением огромной силы чувства
преданности, любви бескорыстной, безответной, но
красивой настолько, насколько может быть красива
настоящая любовь.

Звучит стихотворение в прозе “Когда
меня не будет”.

Подводятся итоги задания №5.

Итоги конкурса.

Заключительное слово учителя: Завершая
урок, хочу пожелать вам дружбы с великим
писателем, глубокого и непреходящего интереса к
его творчеству, к идеалам, которым поклонялся
Тургенев.

Литература, используемая при
подготовке к уроку:

  1. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: // В
    2 т. – М., 1983.
  2. Зайцев Б. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. К. Далекое.
    – М., 1991.
  3. Кучина Т. Г., Леденев А. В. Контрольные и
    проверочные работы по литературе. 9–11
    классы.– М., Издательский дом “Дрофа”, 1997.

    Приложения.

    Предлагаем варианты выполнения
    учащимися заданий №1 и №4.

    Письмо Базарова (вариант первой
    команды)

    Бесценная Анна Сергеевна!

    Когда Вы будете читать это письмо, меня
    уже не будет. Судьба уготовила мне быстрый конец.
    Но я ни о чём не жалею, разве только о том, что наша
    последняя встреча была более чем холодна! Я не
    мог, а, может быть, не хотел излить перед Вами
    душу, раскрыть свои чувства. Что теперь, когда
    конец мой близок, я хочу, чтоб Вы знали, что Вы –
    единственная женщина, которая смогла вдохнуть в
    меня любовь, то чувство, которое я отрицал
    бескомпромиссно.

    Именно с такой женщиной, как Вы, я хотел
    бы делиться своими мыслями, взглядами. Именно Вас
    я хотел бы всегда видеть рядом с собой. Но, увы, Вы
    не разделяете моих чувств. Это судьба наказала
    меня за мою самоуверенность и отрицание всего и
    вся. Она послала мне испытание любовью. И я рад,
    что пережил это чувство. Теперь-то я знаю, что
    любовь есть и что она прекрасна. Она – счастье и
    трагедия, ибо обнажает в человеке всё то, что он
    тщательно скрывал многие годы от других и от
    самого себя. Оставаясь наедине с самим собой, я с
    негодованием осознавал романтика в самом себе.

    Если бы кто-нибудь хотя бы только
    намекнул мне на возможность того, что
    происходило во мне тогда, я бы разразился
    презрительном хохотом и уличной бранью. Да, я был
    великий охотник до женщин и до женской красоты,
    но любовь в смысле идеальном назвал бы
    белибердой , непростительной дурью. Рыцарские
    чувства считал чем-то вроде уродства или болезни.

    Да, это – болезнь. Но прекрасная и
    светлая. И я любил Вас этой любовью. Даже тогда,
    когда говорил Вам, что перед Вами смертный,
    который давно опомнился и надеется, что и другие
    забыли его глупости, я всё так же любил Вас, глупо,
    безумно … как и прежде.

    Прощайте! Живите долго! И не лишайте
    себя любви.

    Евгений Базаров.

Письмо Базарова (вариант второй команды)
Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Как это странно…Я никак не хочу
поверить, что пишу эти строки. Я, который совсем
недавно ругал и корил поэзию, не признавал
искусств, вдруг обнаруживаю в себе какого-то
жалкого романтика.

Теперь все стало ясно, как никогда. Вы
сказали мне как-то, что в Вас нет охоты жить.
Умоляю Вас, Анна Сергеевна, поверьте мне, как
человеку, любившему только Вас, что жизнь – это
чудесный дар, своеобразная форма, которую мы сами
наполняем либо скукой и цинизмом, либо
лицемерием и завистью, либо…

Вы никогда не любили меня, я знаю, но
влюбили в себя легко, словно играя, просто из
любопытства. Возможно, у Вас осталось даже некое
ощущение вины. Оставьте это, право.

Я благодарен Вам за ту новую, полную
гамму чувств, что Вы подарили мне. Все изменилось
кругом – открылись глаза и увидели дивные краски
в природе, я впервые заметил то, о существовании
чего даже не подозревал.

Отчаянно больно прощаться с этой новой,
вдруг поразившей меня своим многоцветием,
жизнью, однако…Увы!

Я благодарю Вас. Я благословляю Вас. Я
не жил без Вас…

Базаров

Вариант выполнения задания№1.

Портрет Ивана Сергеевича Тургенева
работы Репина 1874 года является одним из лучших
изображений писателя. К этому времени Тургенев
прожил уже долгую жизнь. Он достиг истинной
славы, приобрел огромный жизненный опыт, пережил
многие невзгоды, много лет носил в своей душе
неразделённую любовь. И всё это наложило свой
отпечаток не только на его внешность, но и на
внутренний мир, что и отразил в портрете великий
художник Илья Ефремович Репин.

Живописец сумел передать величие и
человечность гениального писателя. Репин
достигает этого средствами глубокой
психологической характеристики, продуманной
композиции и обобщенной живописно-пластической
лепкой лица и рук. Монументальность образу
Тургенева придаёт слегка пониженный горизонт,
обобщённо, широкими мазками написан чёрный
пиджак, подчёркивающий чёткую плавность силуэта
фигуры, светлые пятна рук и головы придают
уравновешенность и прочность композиции.

В самой величаво-простой позе
Тургенева, в красивой голове с белой пышной
бородой и седыми волосами, в “огромной
маститой” фигуре чувствуется значительность
его личности. Пенсне в правой руке подчёркивает
аристократическую утончённость и артистизм. Его
мягкое, “библейское” лицо, окаймлённое
серебристыми волосами, величественная, сильная,
широкая фигура, седая борода, добрый ласкающий
взгляд — все эти черты напоминают нам Бога
Юпитера. Очень выразительны и глаза писателя, в
которых мы видим огромную тоску. Можно
предположить, что это тоска по Родине. Выражение
глаз Тургенева усталое и грустное. Наверное,
мысли о Родине, о просторах Орловщины, о любимом
Спасском переполняют его душу.

Вариант выполнения задания№ 2.

а) Усадьба Одинцовой. Идея
размеренности и порядка, организующая всю жизнь
Анны Сергеевны, зримо проявляется и в
“рукотворном”, “упорядоченном” пейзаже –
подстриженных елках и “по линейке”
прочерченной аллее.

б) Дом родителей Базарова. Простота и
непритязательность быта, следование
естественному, природному распорядку жизни –
своеобразная антитеза “организованной
гармонии”, которой подчинена жизнь Одинцовой.

в) Усадьба Николая Петровича. Пафосу
активного преобразовательства (Николай Петрович
стремится не отставать от жизни и не чуждается
хозяйственных нововведений) противостоит
поэтическая натура самого преобразователя – и
потому в облике его дома доминирует “лирика”
(“бесполезные” акации и сирени), а не
“практическая хватка” помещика.

Вариант выполнения задания№ 3.

Общий набор авторов у Базарова и
Аркадия: труды ученых-химиков Либиха, которого
намеревается также почитать и Кукшина, и Бюхнера(
его книгу Базаров рекомендует дать Николаю
Петровичу). Книгу французских ученых Т. Пелуза и
Э. Фреми Базаров советует почитать Одинцовой – в
качестве пособия для дилетантов.
“Эмансипированная” Кукшина, кроме учёных
трудов по химии, читает “Московские ведомости”,
где ей и попадается на глаза “статья Кислякова о
женском труде”, а Базарову и Аркадию она
рекомендует книгу французского историка Мишле –
судя по контексту, “об основах эмансипации”. В
предпочтении романов Жорж Санд философским
трактатам Эмерсона Кукшина уличает Ситникова.

Николай Петрович, встречая Аркадия,
вспоминает строчки из романа Пушкина “Евгений
Онегин”: “Как грустно мне твоё явленье,/Весна,
весна, пора любви”), на досуге он читает “Цыган”
,но с поэмой Пушкина ему скоро приходится
расстаться: Аркадий меняет её на брошюру Бюхнера.

Единственной книгой, которую в своей
жизни прочла Арина Васильевна Базарова , был
сентиментальный роман “Алексис, или Хижина в
лесу”, отец же Базарова проявил интерес к
Горацию.

Вариант выполнения задания№ 5.

“Стандартные” правила дуэли
нарушаются в “Отцах и детях” с самого начала:
между Павлом Петровичем и Базаровым не было
никакой явной ссоры, которая могла бы послужить
официальным основанием для дуэли, — просто
Кирсанов ненавидел Базарова, а тот его презирал.
Секунданты обеих сторон заменены общим
свидетелем – Петром, к тому же лицом
недворянского звания. По причине отсутствия
секундантов о правилах дуэли Базаров и Павел
Петрович договаривались лично. Каждый дуэлянт
имел право на два выстрела. По условиям дуэли
противники должны были драться на десяти или
восьми шагах – точнее они не договорились, сцена
самой дуэли насквозь пародийна: Павел Петрович
пытается соблюсти все тонкости дуэльного
этикета, Базаров снисходительно с ним
соглашается (например, в эпизоде выбора
пистолетов: “Соблаговолите выбрать”. –
“Соблаговоляю”). Базаров отшучивается, а для
Павла Петровича из мелочей складывается тот
миропорядок, который он пытается защитить от
вторжения Базарова.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *