Использование технологий в образовательном процессе с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и современных требований

  • Бычкова Ольга Валерьевна, директор, учитель информатики

Цели педагогического совета.

1. Проанализировать влияние применяемых
образовательных технологий на различные аспекты
деятельности учащихся.

2. Определить возможности, условия и
основные направления использования современных
образовательных технологий с целью
совершенствования педагогической деятельности.

План педсовета.

  1. Доклад “Использование современных технологий
    в образовательном процессе”.
  2. Презентации технологий.

Презентация

(Слайд 2) Без стремления к научной
работе учитель попадает
во власть трех демонов: механичности, рутинности,
банальности.
Он деревенеет, каменеет, опускается.
Адольф Дистервег

Основополагающие государственные документы
последних лет, касающиеся школы “Концепция
общего среднего образования”, ФЗ “Об
образовании в Российской Федерации”, книги,
статьи, исследования о современной школе
ключевыми в идеологии новой школы называют идею
развития, выделяя три важных момента:
(Слайд 3)

  • школа является важнейшим фактором развития
    личности;
  • школа должна превратиться в действенный
    перспективный фактор развития российского
    общества;
  • систему образования и школу необходимо
    постоянно развивать.

Развитие школы может осуществляться
посредством инноваций.
Под инновационной
деятельностью
понимается деятельность по
разработке, поиску, освоению и использованию
новшеств, осуществлению нововведений. (Слайд 4)

Из всего многообразия инновационных
направлений в развитии современной дидактики мы
сегодня будем говорить о педагогических
технологиях
(образовательных технологиях).

Причиной выбора является следующее: (Слайд 5)

  • в условиях существующей классно-урочной
    системы занятий они наиболее легко вписываются в
    учебный процесс, не затрагивают содержание
    обучения, которое определено стандартами
    образования и не подлежит, каким бы то ни было
    серьезным коррективам;
  • образовательные технологии позволяют,
    интегрируясь в реальный образовательный
    процесс, достигать поставленные программой и
    стандартом образования целей по конкретному
    учебному предмету;
  • педагогические (образовательные) технологии
    обеспечивают внедрение основных направлений
    педагогической стратегии: гуманизации,
    гуманитаризации образования и
    личностно-ориентированного подхода;
  • они обеспечивают интеллектуальное развитие
    детей, их самостоятельность;
  • обеспечивают доброжелательность по отношению к
    учителю и друг к другу;
  • отличительной чертой большинства технологий
    является особое внимание к индивидуальности
    человека, его личности;
  • четкая ориентация на развитие творческой
    деятельности.

В педагогике всегда возникали вопросы: “чему
учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе
с тем, появляется еще один: “Как учить
результативно?”.

Обучение превращается в подобие некоего
технологического процесса с заранее
определенными целями и гарантированным
результатом. Естественно, нельзя полностью
уподоблять образование -производству. Тем не
менее, в педагогике появилось понятие
педагогических технологий.

В научно-педагогической литературе имеются
различные трактовки понятия “педагогическая
(образовательная) технология”. (Слайд 6)

“Технология” — это детально прописанный путь
осуществления той или иной деятельности в рамках
выбранного метода.

“Педагогическая технология” — это такое
построение деятельности учителя, в котором
входящие в него действия представлены в
определенной последовательности и предполагают
достижения прогнозируемого результата.

Анализируя существующие определения, можно
выделить критерии, которые и составляют сущность
педагогической технологии: (Слайд 7)

  • однозначное и строгое определение целей
    обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса
    (как);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью
    чего);
  • а так же учет необходимого реального уровня
    квалификации учителя (кто);
  • и объективные методы оценки результатов
    обучения (так ли это).

Общепринятой классификации образовательных
технологий в российской и зарубежной педагогике
на сегодняшний день не существует. К решению
этой актуальной научно-практической проблемы
различные авторы подходят по-своему.

В современной развивающейся школе на первое
место выходит личность ребенка и его
деятельность.
Поэтому среди приоритетных
технологий выделяют: (Слайд 8)

  • традиционные технологии: относя к традиционным
    технологиям различные виды учебных занятий, где
    может реализовываться любая система средств,
    обеспечивающих активность каждого ученика на
    основе разноуровневого подхода к содержанию,
    методам, формам организации
    учебно-познавательной деятельности, к уровню
    познавательной самостоятельности, переводу
    отношений учителя и ученика на паритетное и
    многое другое;
  • игровые технологии;
  • тестовые технологии;
  • модульно-блочные технологии;
  • интегральные технологии и т.п.

Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще
учителя в нашей школе пользуются традиционными
технологиями. В чем же минусы? (Слайд 9)

Традиционные технологии – технологии,
построенные на объяснительно-иллюстративном
способе обучения. При использовании данной
технологии учитель основное внимание в своей
работе отводит трансляции готового учебного
содержания.

При подготовке к урокам учитель озабочен
поиском наиболее эффективных вариантов
изложения нового материала и сопровождающей
рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации,
определенной рамками программы, практически
всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает
много проблем, главными из них являются низкий
уровень навыков общения, невозможность получить
развернутый ответ ученика с его собственной
оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное
включение слушающих ответ школьников в общее
обсуждение.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не
в их “пассивности”, а в процедуре, которую
задает применяемая технология. (Слайд 10)

То есть учитель должен рассказать
предусмотренный программой материал, заставить
ученика его выучить и оценить степень усердия.

Педагог идет в класс с готовым заданием, он
пытается включить ученика в свою деятельность,
подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в
этот процесс чаще всего не включаются. Педагог
продавливает информацию с помощью многократных
повторений, обеспечивает внешнее принятие
заданий за счет игровых форм и других приемов,
стимулирует послушание и исполнительство.

Многие учителя привыкают к нормам этих
отношений и часто без тени сомнения считают, что
у них сложился необходимый контакт в работе с
учениками.

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что
учителя за отношения сотрудничества часто
принимают послушание, добросовестное выполнение
учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством
понимают совместную деятельность по добыванию
новых знаний, доверительность и теплоту в
межличностных отношениях.

Объяснительно-иллюстративные технологии
предписывают учителю особую роль и место в
учебном процессе. У него на уроке не просто
активная, но сверхдоминирующая позиция: он
командир, судья, начальник, он как бы стоит на
пьедестале, но при этом обременен угнетающим
чувством ответственности за все, что происходит
в классе. Соответственно, ученик играет
пассивную роль, которая сводится к соблюдению
тишины и строгому выполнению предписаний
учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.

Обучающиеся на уроке практически ничего
самостоятельно не делают, самостоятельно не
думают, а просто сидят, слушают или выполняют
элементарные задания, предписанные учителем.

Ещё А. Дистервег сказал: “Плохой учитель
преподносит истину, хороший – учит её находить”.

Новые жизненные условия, в которые поставлены
все мы, выдвигают свои требования к формированию
молодых людей, вступающих в жизнь: они должны
быть не только знающими и умелыми, но мыслящими,
инициативными, самостоятельными.
(Слайд 11)

Совершенствование образования в традиционной
школе долгое время понималось, да и сейчас часто
понимается как увеличение объема знаний,
продиктованное желанием угнаться за темпами
развития всего обилия наук (так в 1950-1960-х годах в
учебном плане было 14 основных учебных дисциплин,
сейчас их более 20). (Слайд 12)

Усложняются программы, ученики ориентируются
на максимально возможное усвоение содержания
предметов без учета индивидуальности. Согласно
данным госкомэпиднадзора России у 15% учащихся
возникают нервно-психическое отклонения,
вызванные именно увеличением школьных нагрузок.
В Институте физиологии категорично заявляют, что
более 5 часов в день ребенок работать физически
не может. Согласно данным здоровых детей среди
сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У
большей части школьников отсутствуют физические
и интеллектуальные возможности выполнить весь
объем задаваемых им домашних заданий. В этом
случае возникает внутренняя защитная реакция и
часть учеников вообще перестает что-либо учить
дома, понимая, что все необходимое к следующему
учебному дню они выучить или сделать не смогут.
Это порождает у школьника комплекс
неполноценности к учению, полностью исключает
положительную мотивацию учебного успеха;
вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и
фактический отказ от учения.

Ориентация на максимум усвоения во всех
областях знаний опасна и для сильного ученика.
Стремление отлично учиться по всем предметам
приводит школьника к перегрузке и мешает
проявлению его способностей и дарований в
какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев
рекомендовал не забывать, что камин, доверху
забитый дровами, не горит, а дымит.

При традиционном варианте организации
учебного процесса развитие личности, конечно же,
происходит. Дети стихийно развиваются, даже если
им не оказывают особого внимания и заботы.

Но этот процесс можно многократно усилить, если
сделать его основной целью работы учителя и
разумно организовать. (Слайд 13)

Сторонники развивающего обучения искали
пути превращения учебного процесса в средство
умственного развития личности. Новые технологии
обучения не отбрасывают преподнесение
информации ученикам. Просто меняется роль
информации.
Она необходима не только для
запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы
ученики использовали ее в качестве условий или
среды для создания собственного творческого
продукта. Общеизвестно, что личность развивается
только в процессе собственной деятельности.
Научить человека плавать можно только в воде, а
научить человека действовать (в том числе
совершать умственные действия) можно только в
процессе деятельности. (Слайд 14)

Внедрение современных образовательных и
информационных технологий не означает, что они
полностью заменят традиционную методику
преподавания, а будут являться её составной
частью. Ведь педагогическая технология – это
совокупность методов, методических приемов, форм
организации учебной деятельности,
основывающихся на теории обучения и
обеспечивающих планируемые результаты.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся
годами стереотипы проведения урока. Возникает
огромное желание подойти к обучающемуся и
исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С
этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им
непривычно видеть педагога в роли помощника,
организатора познавательной деятельности.
Современная система образования предоставляет
учителю возможность выбрать среди множества
инновационных методик “свою”, по-новому
взглянуть на собственный опыт работы.
Именно сегодня для успешного проведения
современного урока необходимо осмыслить
по-новому собственную позицию, понять, зачем и
для чего необходимы изменения, и, прежде всего,
измениться самому. (Слайд 15)

Таким образом, вышеозначенные технологии
позволяют добиться решения основной задачи: развития
познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве,
развития критического и творческого мышления.

Поэтому важнейшей составляющей
педагогического процесса должно стать
личностно-ориентированное взаимодействие
учителя с учениками, где бы обеспечивалось
комфортное психологическое самочувствие
обучающих и обучающихся, резкое снижение
конфликтных ситуаций на уроках и во время
воспитательной деятельности, где бы создавались
благоприятные предпосылки для повышения уровня
общекультурной подготовки; создавался
благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте
делать ее разумно, качественно и, по возможности,
солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!

Проект решения педсовета: (Слайд 17)

  1. Продолжить работу по внедрению в
    образовательный процесс современных технологий,
    отвечающих требованиям новых государственных
    стандартов
  2. Отметить положительный опыт работы учителей в
    применении образовательных технологий,
    обеспечивающих системно-деятельностный подход в
    обучении и воспитании Клюевой Е.Н., Кутищевой Н.С.
  3. Педагогам школы осваивать новые формы
    планирования своей работы, включающие элементы
    научного исследования и апробации новых идей и
    технологий; активнее внедрять новые элементы
    содержания образования, учебно-методические
    комплексы, формы, методы и средства обучения на
    основе применения современных образовательных
    технологий
  4. На заседании МО необходимо:

а) В условиях информатизации образовательного
процесса проанализировать работу педагогов по
использованию информационно-компьютерных
технологий.

б) Спланировать взаимопосещение уроков с целью
изучения педагогического опыта по использованию
педагогических технологий.

Источники

  1. Ксензова Г.Ю Перспективные школьные технологии:
    Учебно-методическое пособие. – М.:
    Педагогическое общество России, 2000
  2. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические
    технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия
    “Энциклопедия образовательных технологий”).
  3. http://www.myshared.ru/slide/340958/
  4. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/pedsovet-ispolzovanie-sovremennyh-tehnologiy-v

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *